Русский | English
история | деканат | наука | НИРС | культура и досуг | спорт и отдых | совет факультета | попечительский совет | профсоюз
автомобили | автомоб. транспорт | двс | спец. и дорожно-строит. машины | эксплуатация автомоб. транспорта | электротехника
специальности | правила приема | перечень документов для поступления
отличники | работники ВУЗов | работники предприятий | автотранспортники | предприниматели | в структурах власти | в органах правопорядка
о факультете

история автотракторного факультета

Факультет, как и Южно-Уральский Государственный университет, имеет свою предысторию. В августе 1942 года в канун битвы на Волге из Сталинграда в Челябинск был эвакуирован Сталинградский механический институт (СМИ) – преподаватели и студенты разных курсов. Вуз разместили недалеко от вокзала в двухэтажном здании (ул. Свободы, 173), где сейчас железнодорожная академия.

Летом 1943 года на первый курс СМИ было принято 57 студентов, фактически это был первый набор нового челябинского института. СМИ осенью этого года вернулся в Сталинград. В Челябинске остались в основном первокурсники, некоторые студенты старших курсов, связанные работой и дипломным проектированием с Кировским танковым заводом (ЧТЗ военных лет). Из сталинградцев в Челябинске остались профессора В.А. Добровольский, А. Н. Рабинович, И.И. Чернобыльский, Г. С. Нессельштраус, Г. М. Городецкий и Е. И.  Милославский, доценты П. А. Гришин, Н. С. Двораковский. Всего же их было 44. Они и составили костяк нового института.

По свидетельству первых преподавателей, идея об организации в Челябинске своего вуза появилась на Кировском заводе и в Наркомате танкостроения, который тогда находился в Челябинске, а в его руководство входили руководители завода. Одним из инициаторов создания вуза был Н.Л. Духов, незадолго до этого назначенный главным конструктором "Танкограда".  Директор И. М. Зальцман, одно время был наркомом и замнаркома, поддержал предложения. Когда вопрос об отъезде из города сталинградцев был решен, обратились с предложением в Москву организовать на базе СМИ технический институт. 2 ноября 1943 года зам председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенский подписал Постановление СНК «О мероприятиях по улучшению подготовки инженерно-технических кадров для предприятий танковой промышленности», где в первых строках говорилось:

«1. Разрешить Наркомтанкопрому:

…..а) организовать в 1943 году Челябинский механико-технологический институт с размещением его в г. Челябинске в помещениях, занимаемых в настоящее время Сталинградским механическим институтом».

Этот документ не оставляет никаких сомнений в том, что именно руководители Кировского завода и Наркомтанкопрома являются учредителями и организаторами ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ. Как и в том, что начинался он с Автотракторного факультета, тогда Танкового и его сердцевины – Танковой кафедры, ныне кафедры «Специальные и дорожно-строительные машины».

15 декабря 1943 года. Приказ № 1. На должность директора Челябинского механико-машиностроительного института (ЧММИ) Наркомата танковой промышленности назначен кандидат технических наук, доцент Петр Алексеевич Гришин.

Непросто проходила организация Танкового – Автотракторного факультета. За первые пять лет сменилось пять деканов. Первым в мае 1944 был назначен профессор, заведующий кафедрой «Электротехника и электрооборудование» Г. М. Городецкий. 1 августа 1944 деканом стал доцент Г. И. Булычев, заведующий кафедрой «Горячая обработка металлов». 8 мая 1945 факультет возглавил доцент, кандидат технических наук А. И. Клочков, заведовавший кафедрой химии. 5 ноября 1947 руководителем факультета был назначен доцент, кандидат технических наук М. А. Гутнер. В 1949 году деканом стала доцент, кандидат технических наук М. Л. Цепушелова, зав. кафедрой теоретической механики. Некоторые из этих перемен сопровождались строками приказов: «декана … освободить, как не справившегося с работой»…

О значимости факультета и направленности подготовки специалистов говорит приказ директора ЧММИ от 23 октября 1945 года об утверждении состава ученого совета института. В числе других названы: генерал-майор инженерно-танковой службы, директор Кировского танкового  завода И.М. Зальцман; генерал-майор инженерно-танковой службы, главный конструктор Кировского завода Н.Л. Духов; генерал-лейтенант инженерно-танковой службы, директор и главный конструктор завода № 100 Ж. Я. Котин; директор завода №200 В.С. Ниценко.  Это – легендарные имена времен Великой Отечественной войны. Они руководили созданием танков, обеспечивших победу нашего народа.

Большинство других членов ученого совета также были из руководства или ведущими специалистами Кировского завода. И это неслучайно, ведь завод был, говоря современным языком, учредителем института, который должен был готовить специалистов прежде всего для него.

Формирование студенческого коллектива нового вуза происходило следующим образом. Первая группа сотрудников СМИ во главе с директором А.В. Ловягиным выехала в Сталинград 15 ноября 1943 года. Вторая группа во главе с заместителем директора института В. А. Добровольским осталась завершать первый семестр и проводить зимнюю экзаменационную сессию. Выезд второй группы состоялся в апреле 1944 года.

В декабре 1943 года был проведен первый набор студентов и переоформление старшекурсников-сталинградцев в ЧММИ. Поступали на первый курс по специальностям: танкостроение, ДВС и технология производства танков, которые стали основой для формирования Танкового (автотракторного) и Технологического (механико-технологического) факультетов. Набор осуществлялся без вступительных экзаменов, его проводил профессор В.А. Добровольский.

Первый курс ЧММИ приступил к занятиям 1 февраля 1944 года. Первые два месяца студенты занимались в здании железнодорожного техникума, который до войны находился по ул. Ленина (ныне Свободы), где до того квартировал СМИ. Окончание первого семестра и экзаменационная сессия проходили уже в школе №48 в Тракторозаводском районе (Комсомольская площадь). Здесь для поступающих были организованы подготовительные курсы.

В 1944/45 учебном году абитуриенты уже сдавали вступительные экзамены. Второй набор составил 175 студентов. Зачисляли студентов и на старшие курсы. Всего – 426 человек. Этот учебный год проходил уже в здании универмага «Детский мир», где в войну находился наркомат танкостроения. Размещение здесь института не было случайным, ведь именно для этого наркомата он должен был готовить специалистов. К примеру, все первые выпускники распределялись на танковые заводы в Челябинске (Кировский) и Нижнем Тагиле (Уральский вагоностроительный). Об этом прямо говорится в постановлении об организации ЧММИ: «В целях обеспечения заводов танковой промышленности инженерными кадрами…»

После выезда наркомата в Москву ЧММИ занял весь первый этаж, который разделили дощатыми перегородками. На южной стороне, со стороны улицы Спартака (ныне проспект имени Ленина) – аудитории, на северной – общежитие студентов и преподавателей. Было очень тесно, студенты спали даже в окнах. Занимались же еще и в школах – №4, 48, 52. Большую помощь оказывал материальными средствами, учебными пособиями, давал места в общежитиях Кировский завод. 

Учиться было исключительно трудно. Многим студентам приходилось совмещать учебу с работой. Нo большинство студентов училось на «хорошо» и «отлично», а неудовлетворительные оценки в сессию расценивались как «чрезвычайное происшествие» и обсуждались в группах. Абсолютная успеваемость за второй семестр 1945/46 учебного года составляла 98 процентов. 66 студентов учились только на «отлично». Тон задавали бывшие фронтовики В.П. Антропов, А.А. Голиков, В.А. Баутина, А.В. Казанцев, Н. Голов, Б. Войцеховский, Г. Батурин и другие. В «Книге отличников» первыми записаны: А.Д. Шереметьев, Л.Г. Анискин, Б.Н. Пинигин, А.М. Фукс, В.П. Новоселов, Б.А. Магарилло.  

После весенней сессии подводились итоги. Лучшей группой на факультете была признана T-12, староста Злоказов, комсорг Яковлев, лучшие студенты – Любавина, Злотник, Казанцев, Сарычев, Власов. 

Сменяли друг друга не только деканы факультета. Вслед за переменами в жизни страны и в молодом вузе факультет получал новые названия. Уже в 1944 году Танковый стал факультетом «Колесные и гусеничные машины» (КГМ), что отражало перспективы работы будущих специалистов. Наконец, в 1949 году появилось современное название – Автотракторный (АТ) факультет.

  В первые годы на факультете очень не хватало преподавателей. Из 85, положенных по штату, на постоянной основе работали только 48. Среди совместителей – 6 из других вузов и 51 с заводов, в основном с базового завода – ЧТЗ. По совместительству занятия вели многие инженеры Кировского завода (ЧТЗ) и преподаватели ЧИМЭСХа. Первым официальным заведующим каф. "Танки" был избран Н.Л. Духов - главный конструктор Кировского завода. Помимо профессора М.П. Сергеева лекции читали профессор Н. Ф. Кунин (физика), доцент Е.М. Харитончик. С ЧТЗ на факультете преподавали М. Ф. Балжи (танки), Цупко (гидравлика), Алексеев (детали машин), Башкин (ДВС). Были и фронтовики – капитаны Шабанов (подъемно-транспортные машины), А.Ф. Кармадонов (электрооборудование) и другие. Специальность «Сельхозмашиностроение» вели профессор Калганов (устройство сельхозмашин), доценты Тверской (теория сельхозмашин) и Ясинский (агротехника).

14 апреля 1952 года студенты Автотракторного факультета вместе со строителями закладывали фундамент первого здания ЧПИ. Это и было началом большого и многолетнего участия политехников в деле сооружения учебных корпусов, общежитий и лабораторий студенческого городка ЮУрГУ. Первым зданием, которое возвели, был Теплотехнический корпус (во дворе института). Там была единственная в то время поточная аудитория, которая в праздники становилась местом проведения торжеств, а в дни соревнований – ареной спортивной борьбы. Это была поистине историческая 103 – 106-я аудитория. После её  «раздела» - перестройки через 10 лет, здесь разместились лаборатории АТ-факультета, кафедры «ДВС» и другие. В боковом пристрое разместился танковый бокс, а также автобоксы, мастерские эксплуатационников. Сейчас пристроем полностью владеет кафедра «Автомобильный транспорт»

В мае 1962 года ЧПИ получил право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Первым в институте «своим» кандидатом технических наук стал В.Н. Петров. В этом же году на Ученом совете ЧПИ прошла защита докторской диссертации М. Ф. Балжи. Он стал первым «своим» доктором технических наук. Вскоре защитили кандидатские диссертации в вузе Е.Ф. Кичигин и В.П. Новоселов.

В 1965 году было закончено строительство Второго – южного корпуса, где было введено в эксплуатацию 15000 кв. м. площадей. Сюда переехал Автотракторный факультет. Был объявлен прием по новым специальностям. Челябинский политехнический институт стал не только одним из крупнейших высших учебных заведений страны, но и крупнейшим научно-исследовательским центром, чьи разработки были затребованы во всей стране.   

Подавляющее большинство преподавателей и научных сотрудников, работающих сейчас на факультетах и кафедрах, выпускники института. Среди тех, кто много сделал для становления ЧПИ, немало и атешников. Доцент В.П. Новоселов много лет был секретарем партийной организации института, деканом Механико-технологического факультета. Л.Г. Анискин ряд лет был деканом АТ факультета, возглавлял партком института, заведовал кафедрой «Автомобильный транспорт», был руководителем научного отдела ЧПИ. Профессор Н.И. Гриненко был деканом факультета «Двигатели, приборы и автоматы» (ныне Аэрокосмический факультет), заведовал кафедрой «Летательные аппараты», был проректором института по научной работе. Профессор В.А. Путин был проректором ЧПИ. Много лет деканом факультета ДПА был В.И. Есин. Сегодня выпускники АТ факультета возглавляют юридический факультет (д.ю.н., проф., генерал-майор В.И.Майоров), факультет "Сервис и лёгкая промышленность" (к.т.н., доц. В.А.Лившиц).

| о сайте | реклама | © 2005 факультет автотракторный, ЮУрГУ