Русский | English
история | деканат | наука | НИРС | культура и досуг | спорт и отдых | совет факультета | попечительский совет | профсоюз
автомобили | автомоб. транспорт | двс | спец. и дорожно-строит. машины | эксплуатация автомоб. транспорта | электротехника
специальности | правила приема | перечень документов для поступления
отличники | работники ВУЗов | работники предприятий | автотранспортники | предприниматели | в структурах власти | в органах правопорядка
о факультете

Становление и развитие научных исследований на автотракторном факультете

        Автотракторный факультет – один из двух первых факультетов ЮУрГУ. В его 60-летней истории во многом отражается история университета в целом. 

Возникнув в трудные годы Великой Отечественной войны, факультет начал готовить кадры в тесном сотрудничестве со специалистами Челябинского тракторного (Кировского) завода, многие из которых были и первыми преподавателями на кафедрах нового вуза. С 1944 г. по 1947 г., одновременно с работой на заводе, заведовал кафедрой «Гусеничные машины» выдающийся конструктор танков Николай Леонидович Духов, впоследствии трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и пяти Государственных премий, член-корреспондент АН СССР, доктор технических наук. Его соратник и последователь, лауреат Государственной премии, д.т.н., проф. Михаил Федорович Балжи, впоследствии декан факультета, дал новый импульс научному направлению по исследованию и созданию ступенчатых и бесступенчатых трансмиссий колесных и гусеничных машин. Его идеи легли в основу многих научных работ, выполненных кафедрой (в семидесятые – восьмидесятые годы уже под руководством к.т.н., доц. Михаила Иосифовича Злотника) для танкостроительных, автомобильных и тракторных заводов страны.  и в настоящее время получают творческое развитие в исследованиях его учеников и последователей. В настоящее время кафедра «Специальные и дорожно-строительные машины» под руководством к.т.н., доц. Владимира Николаевича Бондаря продолжает традиции кафедры «Гусеничные машины», идеи основателей кафедры получают творческое развитие в исследованиях их учеников и последователей.

Другим объектом исследований на факультете с первых дней его основания стал двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Направление работы кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» во многом определяли ЧТЗ, ГСКБ двигателей и непосредственно Главный конструктор двигателей, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий Иван Яковлевич Трашутин. Опираясь на эту поддержку, на кафедре возникла крупная отечественная школа исследователей рабочего процесса двигателей, основателем которой стал д.т.н., проф. Иван Иванович Вибе. Значительный вклад, внесенный им и его учениками в теорию рабочего цикла и создание методов расчета двигателей на ЭВМ, позволил значительно поднять авторитет кафедры в стране и на международном уровне, расширить научные исследования. В семидесятые годы на кафедре были созданы две отраслевые научно-исследовательские лаборатории: транспортных дизелей (рук. д.т.н., проф. Геннадий Дмитриевич Драгунов) и газовых конденсатов (рук. д.т.н., проф. Адольф Павлович Ставров), позволившие осуществить широкое внедрение работ по совершенствованию процессов топливоподачи, многотопливности двигателей, в том числе работ по организация процессов смесеобразования и воспламенения топливо-воздушных смесей с использованием высоких энергий низкотемпературной плазмы, созданию новых видов топлив из газовых конденсатов. В настоящее время, наряду с продолжением работ по исследованию рабочего процесса, на кафедре развиваются новые направления: по созданию нетрадиционных конструкций бескривошипных поршневых машин (рук. д.т.н., проф. Борис Александрович Шароглазов), разработке распылителей топливных форсунок с тепловой защитой (рук. д.т.н., проф. Евгений Анатольевич Лазарев), созданию электронной системы управления топливоподачей в дизелях (рук. д.т.н., проф. Вячеслав Михайлович Бунов), развитию химмотологии и новых видов технологических жидкостей (рук. д.т.н., проф. Александр Николаевич Лаврик). 

Основное научное направление кафедры «Автомобили» – исследование эксплуатационных свойств, ходовых систем и трансмиссий автомобилей и тракторов. Эти работы начались в послевоенные годы под руководством проф. Михаила Петровича Сергеева и продолжались в дальнейшем под руководством к.т.н., доц. Николая Федоровича Струнникова, в шестидесятые-семидесятые годы – под руководством к.т.н., доц. Сергея Сергеевича Строева, а затем – д.т.н., проф. Ивана Савватеевича Кавьярова. В эти годы кафедра ведет работы по доводке и совершенствованию продукции ЧТЗ, Уральского, Ижевского, Курганского автозаводов, заводов автотракторных прицепов. С середины восьмидесятых годов под руководством д.т.н., проф. Г.Д. Драгунова расширяются работы по повышению ресурса и модификации силовых установок транспортных машин, трансмиссий, тормозных систем. В последнее время на кафедре ведутся исследования антиблокировочных тормозных систем автомобилей, разработаны и проходят испытания оригинальные конструкции коробок передач.

        Кафедра «Автомобильный транспорт» начала свою научную деятельность в начале шестидесятых годов под руководством к.т.н., доц. Льва Григорьевича Анискина с разработки систем воздушного обогрева автомобилей, получивших всесоюзную известность. Большой вклад внесла кафедра в развитие технической диагностики автомобилей как науки. В семидесятых-восьмидесятых годах по документации, разработанной на кафедре под руководством к.т.н., доц. Л.Г. Анискина, а в дальнейшем – д.т.н., проф. Валерия Никифоровича Прокопьева, серийно выпускались более десяти модификаций диагностических стендов для автомобилей, многие из которых удостоены медалей и дипломов на Всесоюзных и Международных выставках. Эти работы продолжаются и сегодня, реализуясь в разработках компьютеризированных линий диагностирования автомобилей.

       Одновременно на кафедре уже более тридцати лет существует и развивается научная школа гидродинамической теории смазки, руководимая д.т.н., проф. В.Н. Прокопьевым, работает вузовско-академическая лаборатория триботехники. Разработанная здесь гидродинамическая теория смазки сложнонагруженных опор скольжения получила широкую известность в нашей стране и за рубежом. Кафедра являлась организатором и участником многих Всесоюзных и Международных конференций, в том числе Первого (1987г.) и Второго (2001г.) Всемирных трибологических конгрессов в Лондоне и Вене. На базе разработанной теории созданы и защищены патентами программные средства и оригинальные конструкции трибосопряжений поршневых и роторных машин.        Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта» была создана в 1979 году. Научно-исследовательская работа кафедры осуществляется по нескольким направлениям под руководством д.т.н., проф. А.П. Ставрова и д.т.н., проф. Веры Сергеевны Морозовой. Одно из них связано с исследованием перспективных топлив, позволяющих расширить топливно-энергетические ресурсы и снизить токсичность двигателей автомобильного транспорта. Другие направления связаны с исследованием пассажирских и грузовых перевозок, с регулированием рынка транспортных услуг и логистическими системами транспортного комплекса. Кафедра сотрудничает с предприятиями Газпрома, администрациями Челябинска и области, Российской транспортной инспекцией. В 1999 г. специалисты кафедры разработали «Комплексную программу повышения безопасности дорожного движения в Челябинской области» на 2000-2003гг.

Научная работа на кафедре «Электротехника» в военные и послевоенные годы была тесно связана с танкостроением и тракторной промышленностью. В пятидесятые-шестидесятые годы под руководством доц. Льва Романовича Сильченко кафедра принимала участие в создании и совершенствовании электрической трансмиссии трактора ДЭТ-250. В настоящее время, когда кафедра вошла в состав автотракторного факультета, исследования проводятся по нескольким направлениям. Под руководством д.т.н., проф. Сергей Павловича Гладышева идет работа в области электронных систем управления топливоподачей в двигателях внутреннего сгорания. Широко известны работы д.т.н., проф. Валерия Вадимовича Крымского в области теории и практики изменения свойств материалов при облучении электромагнитными полями. Коллектив, возглавляемый д.т.н., проф. Георгием Иосифовичем Воловичем, специализируется в области разработки контрольно-измерительного оборудования повышенной точности для измерения электрических величин. Прибор ИКС – 5 стал лауреатом Российского конкурса «Контрольно-измерительные приборы и системы», а сам Волович получил звание «Инженер года 2003».

 Научный потенциал факультета на протяжении всей его истории позволял решать крупные народно-хозяйственные задачи. Современное состояние научных исследований на кафедрах, развитие научных школ нашло отражение в статьях сотрудников автотракторного факультета в юбилейном издании «Вестника ЮУрГУ».

| о сайте | реклама | © 2005 факультет автотракторный, ЮУрГУ